8 (495) 507-61-24
Отменить
 

История часов: пружинные часы

 

 

Пружинные часы

Следующий этап развития часов был ознаменован появлением первых пружинных часов в Европе XV века. Они положили начало истории механических карманных часов, поскольку их конструкция позволяла изготавливать часы маленьких размеров. Эти первые часы были изобретены нюрнбергским часовщиком П. Генлейном, который использовал в качестве пружины свиную щетину.

Основная схема устройства пружинных часов

Большую лепту в усовершенствование карманных пружинных часов внес  Гюйгенс. После него их основная схема устройства практически не была существенно изменена. Она включает в себя пружинный двигатель, колесную передачу, спусковой механизм, регулятор и стрелочный механизм. Но все эти составляющие претерпели существенные конструктивные изменения и были усовершенствованы в течение XVIII-XIX веков. Такие вспомогательные механизмы, как боевое и сигнальное устройства, календарный и ремонтуарный механизмы и другие, позднее всего лишь дополнили основную схему часов, не изменив ее сути.

Центральную роль в устройстве этих часов играет пружинный двигатель. Именно заводная пружина определяет усилие, необходимое для приведения часов в действие, и продолжительность хода от одной заводки. Карманные часы времен Гюйгенса и немногим позже имели ходовую пружину, которая обеспечивала запас хода на 12-15 часов. Позднее, примерно с конца XVII века, появились пружины обеспечивавшие запас хода на 24 часа. Современные модели часов имеют запас завода, которого хватает на 36-40 часов.

Одной из основных проблем при разработке пружинных часов, стоявшей перед часовщиками, было создание для карманных часов собственного регулятора. Коромысло, которое использовалось в качестве регулятора равномерности хода в стационарных башенных часах, абсолютно не подходило для карманного варианта часов, которые испытывали постоянные тряску и  покачивания. Важным усовершенствованием стала спиральная пружина — волосок, который Гюйгенс присоединил к колесику-маховику. Это было в 1674 году. Волосок воздействовал на колесико, стремясь возвратить его в исходное нейтральное положение, когда оно отклонялось от него. Это по-сути стало созданием первого балансового регулятора (балансира), имеющего свойства подобные свойствам маятника. Колесико балансира, выведенное из равновесия, начинало совершать колебательные движения вокруг своей оси. Подобно маятнику балансир имел постоянный период колебаний, но при этом мог работать в любом положении, в отличие от маятника.

Следующий этап был связан с разработкой новой конструкции спуска. За следующие десятилетия часовщиками были разработаны несколько типов спусковых механизмов. Наиболее простым считается цилиндрический спуск, изобретенный в 1695 году Томасом Томпионом.

В 1740 году часовщиком Б. Гентсманом был открыт способ получения литой стали, которая стала лучшим материалом для изготовления часовой пружины. Именно с этого времени закаленная стальная лента, закрученная вокруг барабана и стремящаяся раскрутиться, стала использоваться в качестве пружины. Она раскручиваясь приводила в движение весь часовой механизм. Позднее для сдерживания ее стремительного раскручивания было изобретено запорное устройство, которое представляло из себя щеколду, упирающуюся в зубья колес.

Все эти открытия и усовершенствования механизмов механических часов заложили основу для дальнейшей эволюции этого прибора измерения времени.