Удивительная история Panerai
В этой статье я хотел бы рассказать об истории «воспарения» одного часового бренда. История весьма занятная. Часы Panerai стали популярными к концу 1990-х годов. Основным источником успеха стали так называемые «Luminor» - часы с громоздким 44-миллиметровым корпусом и легендарной защитной скобой в форме полумесяца, которая выгодно отличала часы Panerai от всех остальных. Никогда раньше публика не видела ничего подобного ...
Но, пойдём по порядку.
Джузеппе Панераи, сын основателя G. Panerai e Figlio и продолжатель его дела
В 1860 году Джованни Панераи (1825-1897) открыл часовой магазин во Флоренции, Италия, где продавались высококачественные карманные часы.
В 1864 году во Флоренции была основана компания Guido Panerai & Figlio, специализирующаяся на создании, проектировании и производстве высококачественного оборудования для итальянского флота. Эта компания однажды станет Officine Panerai…
В начале 20 века была основана компания Orologeria Svizzera, которая выросла не только до розничной торговли часами. Orologeria Svizzera продавала инструменты и аксессуары для ремонта и создания часов, а также содержала мастерскую по ремонту часов и первую часовую школу во Флоренции, Италия.
На представленной ниже фотографии виден фасад магазина. Фото было опубликовано на инстаграм страничке Richemont Panerai
Видимо, менеджеры Richemont решили обозначить то, что они «такие старые и великие». Однако, они не учли того, что существует оригинальная фотография фасада магазина. Вот она, ниже:
Как видим, ни одной надписи «Oficine Panerai» здесь нет. И не было. Немного времени спустя, когда пользователи сети с гневом написали про столь вопиющий фейк, фото было удалено. Что ж, запомним этот факт… Итак, что на самом деле представлял из себя магазин и мастерская G.
Panerai e Figlio.
Джованни Панерай в витрине собственного магазина. 1860-е года.
Вид на фасад магазина в Палаццо Арчивесковиле на площади Сан-Джованни, 1936 год.
Витрина, 1936 год
В 1915 году Гвидо Панераи разработал и запатентовал процесс создания световой маркировки для оборудования, сделанного для ВМФ Италии, который он назвал Radiomir . Скорее всего, Гвидо Панераи и не подозревал, что его «радиомир» чрезвычайно опасен и высокотоксичен, поскольку он основан на радии, одном из самых радиоактивных химических элементов, известных человечеству.
Атомный номер радия в периодической таблице элементов 88, а его символ - Ra . Радий более чем в 1 миллион раз радиоактивен, чем та же масса урана, и его период полураспада составляет 1602 года.
Первоначально «радиомир» использовался на циферблатах корабельных часов и артиллерийских прицелах и в то время считался очень полезным, поскольку не требовал электрического источника энергии.
История «собственных» часов началась у Panerai с 1933 года, когда английская эскадра вошла в Средиземноморье. Итальянский флот, вспомнив опыт Первой мировой войны, решил возродить и значительно качественно повысить уровень подводных диверсантов. Поскольку фирма G. Panerai e Figlio являлась поставщиком ВМС, именно ей было дано задание снабдить боевых пловцов часами.
Но, как мы знаем, у Panerai не было собственного производства. И тогда решено было обратиться к Rolex, которые анонсировали к тому времени водозащищённую модель Oyster.
Rolex Oyster
Конечно же, тот вид, в котором Rolex делало свои часы, не устраивал Panerai. Во первых, у Муссолини был девиз: «Италия превыше всего». Поэтому, о надписи Rolex на часах не могло быть и речи.
На фото ниже вы можете видеть трансформацию часов.
Устройство корпуса Oyster
В общем, Rolex делал часы для итальянцев до 1956 года. Как, какие модели – это будет отдельная история. Сейчас речь о другом.
После смерти Джузеппе Панераи 7 февраля 1972 года компания G. Panerai e Figlio оказалась на грани закрытия. Г-н Панерай был идейным вдохновителем Panerai, он был бухгалтером, инженером и сотрудником ВМС Италии и известных швейцарских часовых компаний. Когда он умер, он унес все знания о своей компании в могилу.
Возглавить компанию пригласили бывшего офицера Marina Militare по имени Дино Зей, поскольку G. Panerai e Figlio была незаменима для ВМС. Зей согласился и вскоре изменил название с G. Panerai e Figlio (Guido Panerai & Son) на Officine Panerai Srl. Позже, в 1984 году, компания была снова переименована в Officine Panerai SpA, и был выпущен легендарный логотип OP.
Компания росла органически, также за счет приобретения других мастерских или их оборудования. Большинство проектов сохранялось в секрете.
Информационный бюллетень Panerai по вертолётной посадочной системе
В начале 1990-х геополитическая ситуация резко изменилась с распадом Советского Союза и концом могущественного «Варшавского договора». НАТО потеряла своего главного противника. Большинство западных правительств резко сократили свои военные расходы и для Панерай, который сильно зависел от контрактов с итальянским флотом, эта новая ситуация обернулась серьезным ударом, который поставила под угрозу само их существование. Чтобы выжить, компании пришлось искать новые способы получения дохода. Ирония судьбы: развал СССР способствовал выходу Панерай в большой часовой мир…
В 1992 году в японском часовом журнале была опубликована статья о винтажных часах Panerai. Она вызвала большой интерес у коллекционеров часов. Генеральный директор Panerai Дино Зей осознал потенциал производства часов для гражданского рынка и попытался выжать максимум из этой идеи.
Так родились две разные модели Pre Vendôme: Luminor и Mare Nostrum. Вопреки распространенному мнению, эти часы НЕ были разработаны Алессандро Беттарини, который возглавлял отдел дизайна Panerai. Эти часы разработала швейцарская компания Guenat SA Montres Valgine. Luminor был основан на модифицированном Rolex 6152/1, который Panerai отправил в Швейцарию в компанию Guenat. Здесь тоже произошел интересный казус: часы в Guenat были отправлены с целью «снять мерки» и наладить производство. Но получив и вскрыв часы, в Guenat отказались это делать, мотивировав свой отказ фразой: «мы не будем делать подделку Rolex».
В результате, был разработан 44-мм корпус уже квадратной, а не подушкообразной формы.
Модифицированный Rolex 6152/1, который был отправлен в Guenat SA, был винтажным экземпляром, который выставлялся в старом выставочном зале Officine Panerai в Villino Panerai (особняк Panerai). Эти часы позже были переданы Vendôme и до сих пор являются частью Archivio Storico Panerai.
Mare Nostrum, как ни странно, вообще не были найдены в готовом виде. Все сведения об этой модели основаны исключительно на фотографической пластине, найденной в архивах.
В общем, часы Pre Vendôme даже достигли определённого успеха, учитывая, что было продано всего около 2000 экземпляров. А всё потому, что…
Начало производства часов Pre Vendôme началось летом 1995 года, когда черногорский фотограф и светский человек с хорошими связями по имени Монти Шэдоу – (он же Седо Комленович) - прибыл в офис Officine Panerai SpA на окраине Флоренции на белом Bentley Continental Convertible и предложил майору Зею план по продвижению часов Panerai среди знаменитостей.
Монти Шэдоу
Монти Шэдоу узнал о Panerai по японскому часовому журналу World Wrist Watch, который в 1992 году опубликовал 16-страничную статью о Panerai и их истории. Когда Panerai воссоздала старые часы для дайвинга в 1993 году, г-н Шэдоу купил их лично для себя в магазине Grimoldi Jewelers в Милане, Италия. В то время Panerai Luminor Logo 5218-201 /A стоил около 1000 евро.
С часами Panerai на запястье знаменитый фотограф вращался в кругах знаменитостей, где его часы вскоре привлекли внимание звезды боевиков Сильвестра Сталлоне. Во время своей следующей поездки в Милан Монти Шэдоу приобрел несколько часов Panerai для своих голливудских друзей. Именно тогда на запястье Сильвестра Сталлоне стали появляться часы Panerai, как на изображении ниже от 17 декабря 1994 года, сделанном во время открытия ресторана Planet Hollywood в Disney World Resort в Орландо, Флорида. Сильвестр Сталлоне здесь в Luminor (5218-201 / A) на типичном ремешке из акульей кожи.
Сильвестр Сталлоне 17 декабря 1994 года в Орландо, Флорида.
Мистер Шэдоу хорошо разбирался в исключительных вещах в сфере роскоши. Он был давним другом Иоганна Руперта, владельца Vendôme Luxury Group - дочерней компании Compagnie Financiére Richemont - которой принадлежали такие люксовые бренды, как: Cartier, Vacheron Constantin, Mont Blanc и Alfred Dunhill.
Когда г-н Шэдоу приехал в Panerai в 1995 году, флорентийская компания находилась в плохом финансовом положении из-за резкого сокращения военных расходов после распада Советского Союза. В 1993 году компания Panerai воссоздала старые часы в надежде создать второй канал доходов наряду с уменьшающимися проектами для ВМС Италии. Дино Зей, директор Officine Panerai SpA, не хотел рекламировать эти великолепные часы со знаменитостями, но после некоторого размышления, инициатива Монти Шэдоу показалась ему последним шансом удержать на плаву компанию с крупными долгами.
История, выдвинутая Richemont Panerai, заключается в том, что Сталлоне нашел Panerai во время съемок фильма « Дневной свет» в Италии. А теперь ещё раз посмотрите на дату на фото выше. Она была сделана почти за год до того, как завращались кинокамеры на киностудии Cinecittà Film Studios в Риме.
На следующем снимке, сделанном в июне 1995 года, Сталлоне изображен с Дженнифер Флавин (позже, он женился на ней в 1997 году). На запястье Сталлоне находятся часы Luminor Marina 5218-203 / A с покрытием PVD, которое, по словам одного из бывших сотрудников Officine Panerai, был номер 0007.
Сильвестр Сталлоне и Дженнифер Флавин в июне 1995 года
Монти Шэдой наезжал в Panerai еще несколько раз, и где-то в это время, мистер Шэдоу предложил новую линейку часов для своего друга, Сильвестра Сталлоне. Сталлоне и Монти Шэдоу часто были вместе, как это видно на фотографии ниже, которая была сделана в Париже во время промо-тура фильма «Убийцы» 11 октября 1995 года. Джентльмен с усами справа - Монти Шэдоу.
Сильвестр Сталлоне и Монти Шэдоу в Париже, 11 октября 1995 года.
Вскоре г-н Шэдоу согласовал с Зеем поставить подпись Сталлоне, чтобы она была видна на задней крышке корпуса, и организовал встречу между Панераи и Сталлоне в начале сентября 1995 года. В то время Сталлоне был на киностудии Cinecittà в Риме, снимая боевик « Дневной свет». Сталлоне, заворожённый идеей Монти Шэдоу, выразил энтузиазм по поводу проекта. Было устно согласовано разработать две новые модели с названием Sly Tech на циферблате и показать их в фильме « Дневной свет» (Слай - прозвище Сталлоне).
Дневной свет (5218-207 / A), изображенный ниже слева, предназначался для основных сцен, в то время как Submersible (5218-205 / A) был предназначен именно для сцен подводных приключений.
Luminor Daylight & Luminor Submersible
Технические чертежи обоих образцов, отправленные Сталлоне, были быстро одобрены с просьбой о быстрой доставке ряда прототипов часов для фильма. В середине сентября 1995 года Panerai отправила двенадцать непроданных логотипов Luminor (5218-201 / A) Guenat SA Montres Valgines - швейцарской компании, производившей часы Pre Vendôme с 1993 по 1996 год - для переделки их в Luminor Submersible Sly Techs.
Чтобы Сильвестр Сталлоне быстро получил часы, в Guenat заменили только циферблаты. По этой причине все вышеперечисленные часы сохранили оригинальную заднюю крышку 5218-201 / A.
Согласно базе данных IMDb.com , съемки фильма « Дневной свет» проходили с 25 сентября 1995 года по 28 февраля 1996 года. 3 октября 1995 года Сталлоне дал пресс-конференцию в киностудии Cinecittà в Риме, надев свой Luminor на акульем кожаном ремешке.
Согласно накладной Officine Panerai SpA от 25 октября 1995 года, Сталлоне получил четыре прототипа 5218-201/A Luminor, которые были отправлены непосредственно в отель Excelsior в Риме, где Сталлоне проживал во время съемок фильма « Дневной свет» . Двенадцать прототипов Submersible прибыли во Флоренцию в конце октября 1995 года и были немедленно отправлены Монти Шэдоу, за исключением одного экземпляра, который остался у Panerai. Что произошло после этого - неизвестно, но ни одни из пересланных Сталлоне часов, не были показаны в фильме. Сталлоне продолжал носить первый прототип Luminor во время съемок.
Часы были достаточно ярко представлены в нескольких сценах боевика.
Вот еще одна важная сцена, в которой часы были в центре внимания.
Прототипы Submersible были быстро одобрены, потому что в конце октября 1995 года Panerai отправила еще 200 не проданных частей Luminor Logo 5218-201 / A обратно в Guenat, чтобы они были преобразованы в 100 Submersible и 100 Daylight. Ref. Модель 5218-207 /A прибыли во Флоренцию в декабре 1995 года.
По какой-то причине Guenat произвел 105 экземпляров вместо запланированных 100. 10 часов были впоследствии отправлены Монти Шэдоу, а еще 31 экземпляр - Сталлоне.
Но тут возникло недоразумение в отношении дизайна циферблата, потому что как только Сильвестр Сталлоне увидел Daylight с его синими маркерами, синими стрелками и белым циферблатом, он сразу же отклонил дизайн и приказал отправить часы обратно в Panerai.
Сильвестр Сталлоне никогда не подписывал соглашение, отправленное ему Officine Panerai. Без письменного разрешения на использование имени Сталлоне и во избежание претензий о возмещении ущерба, компания Panerai держала часы в течение нескольких месяцев, не предлагая их публике.
Напоминание, отправленное Сталлоне, осталось без ответа. Проект Officine Panerai со Сталлоне стоил компании с большими долгами больших денег, что поставило ее на грань банкротства. Поскольку существовала, по крайней мере, устная договоренность, Panerai решилась предложить публике часы Sly Tech в конце 1996 года.
Для продвижения Sly Techs компания Panerai создала специальную брошюру, в которой была представлена фотография из фильма « Дневной свет», где прототип Luminor на запястье Сильвестра Сталлоне был заменен на Submersible.
В брошюре говорилось:
"В 1995 году актер Сильвестр Сталлоне случайно увидел часы Panerai и стал большим их поклонником. Он купил несколько штук и попросил Panerai собрать часы на заказ, всего в нескольких экземплярах, для использования в подводных съемках фильма «Дневной свет», снятый в Чинечитте, и предложил название LUMINOR SUBMERSIBLE для этой модели."
В той же брошюре говорится, что Luminor - это переиздание часов, которые носили итальянские дайверы во время Второй мировой войны, и что прототип Mare Norstrum был создан в 1943 году. Эти утверждения, в том числе история о том, как Сталлоне случайно увидел Panerai в витрине, явно не соответствуют действительности и дают вам представление о том, как берёт начало много таких вот «красивых историй». Сталлоне не открыл для себя Panerai и, по сути, никогда не покупал ни одной модели. Все часы были ему фактически подарены.
Согласно непроверенной информации, найденной в Интернете, Сталлоне быстро снял с продажи указанную выше брошюру Sly Tech, поскольку он никогда не давал на это разрешения.
Широко распространено мнение, что часы Panerai стали известными благодаря Сталлоне, что, безусловно, в некоторой степени верно. Но в то же время неосторожное поведение Сталлоне также способствовало быстрому финансовому спаду Panerai. Дело в том, что Officine Panerai SpA не получила прибыли от этого сотрудничества.
Сильвестр Сталлоне получил 68 экземпляров часов от Officine Panerai. Но никогда не чувствовал необходимости платить за них…
Во время вечеринки по случаю открытия ресторана Planet Hollywood в Берлине, которая состоялась в конце сентября 1996 года, Сталлоне подарил своему другу Арнольду Шварценеггеру уникальный позолоченный логотип Luminor, специально сделанный для Сталлоне дистрибьютором Panerai, Джанкарло Даллерба.
Часы так понравились Шварценеггеру, что он сразу их надел.
Интересно отметить, что Арнольд Шварценеггер носил Luminor Marina 5218-203/A в фильме «Eraser» (Стиратель) , фильме, который был выпущен в июне 1996 года. Это было за шесть месяцев до выхода фильма Сталлоне Daylight в декабре 1996 года.
В «Eraser», модель Luminor Marina 5218-203/A была изображена на сверхкрупном плане в самом начале фильма. Под тиканье механизма руки в перчатках устанавливают время и закрывают рычаг защиты заводной головки. По сути, Шварценеггер носил Panerai на большом экране за несколько месяцев до Сталлоне.
Согласно базе данных IMDb.com , съемки «Стирателя» начались 13 сентября 1995 года. Съемки «Дневного света» начались через двенадцать дней, 25 сентября 1995 года.
После того, как Сильвестр Сталлоне начал раздавать свои часы в Голливуде, в Vendôme (Richemont) узнали о бренде и вскоре выразили заинтересованность в приобретении Officine Panerai. По крайней мере, это официальная версия.
Настоящая история немного отличается. Монти Шэдоу был давним другом Иоганна Руперта, владельца Vendôme / Richemont. По его собственным словам, в то время мистер Шэдоу работал на Vendôme. В интервью от 19 апреля 2005 года хорватскому еженедельнику Nacional Монти Шэдоу был очень конкретен:
«Мой друг, южноафриканский магнат Энтони Руперт и его сын Иоганн Руперт, с которыми я когда-то отдыхал, сказали мне, что хотят, чтобы я работал на них. Я сказал, что не могу, потому что мы были друзьями двадцать лет, но потом Руперт сказал мне:
«Ты будешь нашей «трюфельной свинкой». Трюфель - самый дорогой гриб в мире, который могут найти только специально обученные свиньи или собаки. Вы будете путешествовать по миру ради нас и искать исключительные вещи, продукты, обладающие имиджем, качеством, традициями и историей. Нашей компании Vendôme, одной из самых известных в мире, нужен кто-то вроде вас ».
Вопрос Nacional: Некоторые бренды стали очень популярными и прибыльными благодаря вам. Какие?
«Беспрецедентного успеха достигли итальянские часы Panerai. Компания, которая десять лет назад стоила несколько миллионов долларов США, сегодня стоит более 500 миллионов долларов США и теперь является частью Richemont Group. У часов долгая история. Первоначально это были часы для боевых пловцов, которые использовались итальянским флотом во время Первой мировой войны. Часы Panerai показали дайверам, как долго они могут оставаться под водой. Обо всем этом я узнал, когда написал статью о Panerai для японской газеты.
Часы мне понравились, потому что они очень простые. Я их все время носил. Когда я поехал в Голливуд, часы поразили Сильвестра Сталлоне, Арнольда Шварценеггера и Брюса Уиллиса. Сталлоне носил эти часы в одном из своих фильмов и была выпущена их ограниченная серия под названием Slytech. Сталлоне подарил своим друзьям множество часов и именно так распространилось имя - Panerai. Часы создали тенденцию к созданию больших стальных часов, которая сегодня находится на пике, и все крупные компании поддержали ее. Но настоящий бум начался, когда я подарил Иоганну Руперту Panerai. На следующий день он спросил меня, могу ли я купить ему эти часы. Я сказал ему, что ничего не осталось, что я отдал ему последние. Затем он сказал: «Я имею в виду компанию, а не часы. Я хочу, чтобы вы действовали сейчас же». Я позвонил своему партнеру и через 48 часов мы купили Panerai».
В марте 1997 года Panerai продала свое имя Officine Panerai и некоторые оставшиеся экземпляры часов компании Vendôme (Richemont), чтобы выжить. Продажной цены - около 1 миллиона долларов - было достаточно, чтобы выплатить часть долга Panerai. Впоследствии флорентийская компания сменила название на Panerai Sistemi и продолжила свои проекты для ВМС Италии. Всего два года спустя, в 1999 году, Panerai Sistemi была приобретена Calzoni Srl в Болонье.
Именно Richemont получила максимальную прибыль от продвижения Сталлоне часов Panerai. С PAM 21, их первой специальной версией 1998 года, новые Richemont Panerai заработали больше денег, чем они заплатили за покупку Officine Panerai.
Вскоре после поглощения Officine Panerai, компания Vendôme Luxury Group была полностью растворена в Compagnie Financière Richemont SA. Похоже, что для назначенного на пост бренд-менеджера компании Анжелло Бонатти, Officine Panerai была не лучшим вариантом карьерного роста.
В качестве эпилога
Для людей, знающих бренд Panerai, не в новинку то, что у моделей «Люминор» на защитной скобе имеется надпись «REG. TM.», что означает – зарегистрированная торговая марка. Но интересна история появления этой надписи.
При передаче имущества компании Officine Panerai SpA в компанию Vendôme, некоторые часы, изъятые из музея Panerai, нуждались в обслуживании. В том числе и часы Rolex 6152/1 со скобой защиты заводной головки. И кто-то из мастеров неправильно прикрутил скобу на место, тем самым «опустив» рычаг вниз и выставив напоказ надпись «BREVET. ITAL.» (итальянский патент), которая должная была смотреть назад.
В дальнейшем, при создании легендарной модели PAM000127 или, как её прозвали в народе – Fiddy (фидди), обратили внимание на надпись и положение рычага. После чего, эта «особенность» была перенесена на модель 127.
Вот так, порой, из-за ошибок и случайностей, возникают «легендарные особенности»…