Яндекс.Метрика
8 (495) 507-61-24
Отменить
 

История часов: морские хронометры

 

 

Морские хронометры

История изобретения морского хронометра тесно переплетена с историей разработки точных часов, но она имеет и свою специфику. Дело в том, что в данном случае от точности часов, применявшихся на кораблях для определения долготы, т.е. местоположения в открытом океане, напрямую зависела судьба всей корабельной команды. А добиться такой точности хода на корабле было намного сложнее, чем для часов, которые использовались на суше.

Трудности изобретения морского хронометра

Еще работами таких ученых умов, как Галилео Галилей и Христиан Гюйгенс, были заложены основы для создания точных часов. Но для достижения точности хода в морских условиях изобретателям необходимо было найти пути решения нескольких проблем. Одна из самых главных трудностей состояла в том, что нужно было придумать как обеспечить свободу колебаний системы баланса (спирали) или маятника и функционирование этого устройства в любых меняющихся внешних условиях (влажность, давление, температура).

Для начала конструкторам нужно было достичь сохранения стабильности колебательной системы при меняющихся внешних факторах, влияющих на характер колебаний. Затем им необходимо было добиться свободы колебаний маятника или баланса. Руководствуясь простыми физическими соображениями, изобретатели постарались уменьшить взаимодействие спуска и колебательной системы. Таким образом, шпиндельный, цилиндровый — несвободный ход часов — сменился анкерным и хронометровым — свободным.

Можно уверенно сказать, что в начале XIX века морской хронометр уже имел практически тот же вид, что и его современный собрат. Конструкторы отобрали все самое лучшее из сделанных в этой сфере изобретений, включив в состав морского хронометра следующие основные узлы:

·      колебательную систему баланс-спираль, снабженную устройством термокомпенсации;

·      свободный хронометровый ход;

·      стрелочную индикацию часов, минут, секунд, с указанием времени завода пружины;

·      пружинный двигатель с фузеей (механизм, который уменьшал влияние на ход часов крутящего момента пружины).

Существенным прорывом в создании морского хронометра стало изобретение сделанное Джоном Харрисоном. Именно ему удалось найти оптимальный способ решения всех перечисленных выше проблем. В 1725 году он придумал маятник, длина которого остается неизменной при любой температуре. Затем последовали годы кропотливой работы над усовершенствованием обычного хронометра. Необходимо было обеспечить ему непрерывных ход даже в условиях сильной качки.

Первый созданный им морской хронометр весил 35 килограмм, его водрузили на корабль следовавший в Лиссабон. За весь путь хронометр дал погрешность 4мин, что соответствует отклонению в 111  км в экваториальных широтах. Вторая модель с учетом ошибок первой модели была создана Харрисоном к 1740 году. Она была более миниатюрной и усовершенствованной. На дальнейшие доработки у Харрисона ушло еще около 20 лет и вес конечной версии прибора не превышал килограмма.

На корабле «Дептфорд» этот хронометр в 1761 году отправился в свое испытательное путешествие из Англии на Ямайку. За 161 день пути погрешность прибора составила всего несколько секунд!

Современные наручные морские часы.

Голосов: 2

 
ru en de fr pt es it zh ar nl sv